Раскидко Дмитрий Васильевич
Педагог-психолог
Зачем нужен психолог и кто он такой?
За время работы психологов в образовательных учреждениях зародилось много «мифов» о самих психологах и их клиентах.
Попытаемся развеять эти мифы и по-новому взглянуть на содержание работы психолога.
Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с «психами». Психолог и психиатр – одно и то же».
Правда: Врач-психиатр – это специалист в области лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения.
Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, конфликтные ситуации и многое другое).Психолог – не врач, он не ставит диагноз, не лечит.
Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за Вами.
Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу – об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога – конфиденциальность.
Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом Вы обратились к психологу. Это относится и к результатам психологического тестирования, которое проводится в школе. О Ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% – со средними и т. д.).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА:
1. Психологическое просвещение и профилактика
2. Психологическая диагностика.
3. Коррекционно-развивающая деятельность
4. Консультативная деятельность.
Цель психологической диагностики– углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая диагностика проводится индивидуально и с группами обучающихся.
Цель психологической консультации– оказание конкретной помощи обратившимся в психологическую службу взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и в принятии собственных решений.
Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Некоторые вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:
График индивидуальных консультаций (ул. Весенняя, 17, к. 42)
Дни недели |
Время работы |
Понедельник |
12:00-14:00 |
Среда |
10:00-12:00 |
Пятница |
12:00-15:00 |
Вопрос : Что делать, если ребенок отказывается или не хочет идти в школу?.
Ответ: Доверительная беседа с ребенком поможет понять причину такого поведения. Сходить в школу и побеседовать с учителем. Если причина не выяснилась, обратитесь к школьному психологу.
Вопрос: Если ребенка дразнят в школе, как можно помочь?.
Ответ: Спокойно, совместно обсудить этот вопрос: Кто? Как? Почему? Говорить с ребенком о том, чем он может выделяться среди сверстников и через что может обрести друзей. Повышать самооценку ребенка, чаще хвалить, поощрять. Психолог может помочь создать ситуацию успеха внутри класса.
Вопрос: Ребенок выражает сильный гнев, злость, враждебность и дома и в школе, как к этому относиться?
Ответ: Родители должны хорошо балансировать при проявлениях агрессии, используя в воспитании на равных любовь и требовательность и подсказывать ребенку приемы управления агрессией, например: -если гнев нарастает, сразу уйти с места действия, убежать; -дать себе большую физическую нагрузку или высказать обиду, не оскорбляя противника, извиниться перед ним и уйти; -сосчитать до десяти; -сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов и т.п.
Вопрос: Что делать, если подросток начал курить, выпивать алкогольные напитки?
Ответ: Если родители сами имеют вредные привычки, то это не удивительно и рассказывать о вреде курения бессмысленно. Если в Вашей семье никто не курит, то в процессе доверительной беседы рассказать о последствиях вредных привычек, дать оценку этим последствиям и на основе этой информации формировать здоровое и безопасное поведение. Для этого можно увлечь ребенка спортом, или другими занятиями по интересам. Личный пример родителей в данной ситуации будет играть важную роль.
Вопрос: Какую роль в адаптации к школе первоклассника играют родители?
Ответ: https://cloud.mail.ru/public/4JNK/N4KWQRXpa