г. Кемерово, ул. Весенняя, д.17 Сведения об учреждении
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Лицей №62
Приёмная
+7 (3842) 75-44-55 kemgim62@mail.ru
   
<Н2>Внимание! С 6 апреля 2020г. МБОУ "Лицей №62" возобновляет образовательный процесс в дистанционном режиме. Положение и другие материалы.
×
Инстаграм  Тур по лицею  Электр журнал

Психологическая консультация

Департамент образования и науки Кемеровской областиГосударственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности». Отделение психолого-медико-педагогического обследования детей

 Рекомендации родителям по адаптации первоклассников

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка в психологическом, социальном и физиологическом плане. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новым условиям социальной жизни, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Большинство исследователей используют предложенные Э.М. Александровской (1988) следующие критерии процесса школьной адаптации: 1) эффективность учебной деятельности, которая определяется через учебную активность и успеваемость; 2) усвоение школьных норм поведения, оценивающееся по поведению на уроке и поведению на перемене; 3) успешность социальных контактов, определяющаяся по характеру взаимоотношений с одноклассниками и отношению к учителю; 4)эмоциональное благополучие.

Начальный этап обучения в школе является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга и удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон и аппетит, повышается температура, довольно часто выявляются острые респираторные заболевания, усиливаются проявления аллергии, отмечаются обострения хронических заболеваний. Дети, казалось бы, без повода капризничают и плачут.

Процесс адаптации ребенка к школе – это не только социальная адаптация, обретение навыков жизни в коллективе, способность соблюдать режим труда и отдыха, подчинение дисциплинарным требованиям, это и физиологическая адаптация к кислородному режиму класса, сохранению вынужденной, сидячей позы в течение урока, сопровождающаяся иммунной перестройкой, вызванной чужой микрофлорой, выделяемой при дыхании, при беседе. В результате этого могут снизиться работоспособность, появиться головная боль, головокружение, что может сказываться на мелких движениях и  при письме.

Организму ребенка 7-10 лет свойственна незавершенность развития центральной нервной системы, зрительного, слухового анализатора, опорно-двигательного аппарата, эндокринной и иммунной системы. Трудность обучения часто связана с тем, что у детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения и им трудно сосредоточиться и сохранять внимание (И.И. Соковня-Семенова. 1999). Длительное статистическое и психо-эмоциональное напряжение приводит к изменению подвижности нервных процессов, снижению артериального давления. При интенсивной умственной деятельности может развиваться утомление, нарушение физиологического баланса. Для профилактики переутомления в школе необходимо осуществлять комплексное социально-педагогическое и психофизиологическое сопровождение и следить за соответствием учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлениями к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Для того чтобы учащиеся быстрее привыкли к школьной обстановке, чтобы обучение, да и само пребывание в школе, как можно быстрее перестало быть для ребенка стрессовым фактором, необходимо  создавать большое количество ситуаций, когда дети будут получать своеобразные психологические «поглаживания». Следует помнить, что психологическая адаптация идет не только на сознательном уровне, располагаясь между понятием «хочу – не хочу», «надо – не надо», но и на клеточном, на функциональном.

В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей.

Чаще всего успешной адаптации мешает именно тревога родителей. Если вы очень переживаете по поводу школы, сначала справьтесь со своими чувствами. Вы опасаетесь, что ваш ребёнок станет чаще болеть? Боитесь, что его будут обижать? Не готовы к тому, что у него появятся близкие люди вне дома? Тревожитесь, что его станут слишком сурово наказывать? Нервничаете по поводу того, что другие дети научат его каким-то плохим словам? Не стесняйтесь этих чувств и фантазий. Всем любящим родителям пришлось пройти через это. Вам тоже нужно время, чтобы привыкнуть к мысли, что ваш малыш уже подрос и вступает в новую фазу самостоятельной жизни. Понадобится время, чтобы обсудить свои чувства с близкими, посмеяться над своими страхами, поговорить с будущими учителями.

      Встретившись с преподавателями заранее, вы сможете лучше понять, кому вы доверяете своего ребёнка. Сможете спросить, сколько детей в классе; что обычно делают, если кто-то заболел, подрался; каким образом связываются с родителями в экстренных случаях?

      Ответы учителей помогут вам принять правильное решение. Когда вы сами почувствуете уверенность, то сумеете передать своё спокойствие маленькому школьнику.

      Чем проще и обыкновеннее будет выглядеть ваш малыш, тем легче ему будет найти своё место среди ровесников. Ребёнок, у которого яркая дорогая одежда, необычные, привлекающие внимание карандаши, пеналы, тетради, банты, становится похожим на яркую бабочку, он привлекает к себе слишком пристальное внимание и легко становится объектом насмешек.

      В стремлении к сплочению детский коллектив быстро разделяет массу на «своих» и «чужих». В «свои» попадают те, которых большинство. В «чужие» записывают меньшинство – скажем, ребёнка с явным физическим дефектом или единственного мальчика во фраке и с бабочкой среди детей в майках и джинсах.

      Если ваш ребёнок неминуемо относится к меньшинству (слишком полный или слишком маленький ростом, единственный представитель другой национальности в классе и т.п.), то придётся заранее встретиться с педагогами и рассказать им, как вы помогаете ребенку справиться с его сложностями. Расскажите, как вы учите его преодолевать смущение и защищать своё достоинство. Спросите у педагогов, как они решают подобные проблемы.

      После тщательной подготовки ребёнок приходит в новую школу. И вот – момент, которого вы так боялись. Он куксится и начинает хныкать: «Я не хочу оставаться тут! Забери меня домой!» Если вы не готовы к такому повороту событий и растеряны – ребёнок удвоит шумовую атаку и сдобрит её драматическими эффектами. Может повалиться на пол и устроить истерику. Может прижаться к вам так, что трое взрослых не оттащат, или забиться в угол и начать дрожать. Словом, он задержит вас на пороге школы и превратит расставание в душераздирающую сцену.

      Для разрешения подобных трудностей имеет смысл придерживаться простых правил:

-Готовьте ребёнка к событию заранее.

-Поднимите малыша пораньше, чтобы у него было время спокойно умыться, одеться, позавтракать, полностью проснуться и немножко с вами подурачиться. Зарядившись с утра положительными эмоциями, он куда легче перенесёт грядущую разлуку.

-На прощание дайте ребёнку сюрприз: смешной рисунок или забавную печатку на ладошку. Подбодрите его и будьте позитивны и спокойны сами.

-Пожелайте ему доброго дня, скажите, что любите его и непременно придёте за ним вечером. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.

      После того, как ваш первоклассник придёт домой, спросите, что хорошего у него сегодня произошло. Постарайтесь не торопить с ответом и внимательно выслушайте рассказ.

      Для успешной адаптации ребёнку нужно научиться проявлять гибкость, оптимизм, чувство ответственности. Ему необходимо выработать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

      Поддержка всей семьи, мягкий юмор, терпение и доброжелательность, спокойствие и готовность дать маленькому человеку больше самостоятельности в выполнении домашнего задания и подготовке к следующему учебному дню непременно сделают его более защищённым и уверенным в своих силах.

Советы родителям:

-Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.

-Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали";

-Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка;

- Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака;

- Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день;

 -Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени;

-Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам;

-Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами;

-После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов;

Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным;

-Во время приготовления уроков не сидите над душой. Дайте возможность ребёнку попробовать свои силы, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «У тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы.

-Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка;

-Будьте внимательны к жалобам своего ученика на головную боль, усталость, плохое состояние;

-Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

-Если вы считаете, что ваш ребенок недостаточно готов к обучению в школе, некоторые основные проблемы вы можете решить самостоятельно.

-При недостаточном запасе знаний важно расширить кругозор ребенка, стимулировать интерес к окружающему миру. Чаще водите ребенка на экскурсии, в музеи, фиксируйте его внимание на том, что он видит во время прогулки. Приучайте ребенка рассказывать о своих впечатлениях и ощущениях. Заинтересованно выслушивайте такие рассказы, даже они односложны и сбивчивы.

-Проявляйте внимание к тому, что говорит ребенок, отвечайте на все его вопросы.

-Полезно и самому задавать вопросы, уточнять то, что хочет сказать ребенок. Чаще читайте ребенку детские книжки и расспрашивайте о содержании прочитанного.

-Для развития образных представлений большое значение имеет любая творческая деятельность ребенка (рисование, лепка, вырезание из бумаги, аппликация и т.п.). Эти же виды деятельности полезны и для развития мелких движений руки, необходимых для овладения письмом.

 -Для развития крупных движений и совершенствования общего физического развития ребенка привлекайте его к выполнению физических упражнений. Хорошо, если ребенок занимается каким-либо видом спорта.

Очень важно, как мы поможем школьнику организовать приготовление домашних заданий. Часто выполнение заданий затягивается на час, а то и на два: ведь у маленького школьника не сформированы навыки самостоятельной работы. Кроме того, родители сплошь и рядом требуют многократного переписывания работы с черновика на чистовик, заставляют делать все в один присест. А ведь оптимальная продолжительность работы для младших школьников около 30 минут; а у некоторых - значительно меньше. Да еще им необходимы 15-минутные паузы для сохранения работоспособности.      Лучшее время для приготовления уроков – после 16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).

Больной вопрос - телевизор. Не знаю, кто послушает меня, но все ж в сотый раз повторю: не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор, лежа; а сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана.

Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном играть в спокойные игры, слушать сказки.

Важную роль играет режим дня первоклассника. Прежде всего, следите за тем. Чтобы ребенок рано ложился спать. Для этого возраста самое подходящее время отхода ко сну 21.00. – 21.30. Если ребенок ложился спать позже, вам необходимо перевести его на новый режим, мотивируя это потребностями школьной жизни. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы первоклассник проводил больше времени на свежем воздухе.

Литература.

  1. Э.М. Казин, С.Б. Лурье, В.Г. Селятицкая, Н.Э. Касаткина, Н.Г. Блинова, Н.А.Литвинова, И.А. Свиридова, Ю.П. Шорин, А.И.Федоров, Н.В Коваленко «Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты». Кемерово. Изд-во:КРИАПКиПРО, 2008. С.299.
  2. Невский И.А. «Трудный успех», М.;, 1981. С. 112.
  3. Солодова Г.Г. «Развитие и воспитание личности» 2ч., Кемерово, 1996.